Работаем
по всей России
Время работы:
ПН-ПТ: с 9:00 до 18:00
СБ, ВС: выходные
Челябинск
Это ваш город?
Экология и безопасность
ул. Молодогвардейцев, 31, корп. 1 101000 Челябинск
+7 499 346-88-50 info@trud1.ru
Расчет профрисков в школе
Такая оценка проводится в рамках нового риск-ориентированного подхода – новые правила ОТ требуют заранее принимать меры, чтобы минимизировать возможный риск здоровью сотрудников.
15 000 руб

Общеобразовательные школы, как и другие организации обязаны проводить расчет профрисков – он направлен на определение вероятности причинения вреда сотрудникам из-за опасных факторов на рабочих местах. Оценка профрисков также проводится для обоснования принимаемых мер соцзащиты сотрудников, в том числе для расчета денежных компенсаций негативного воздействия на здоровье на рабочих местах. Такая оценка проводится в рамках нового риск-ориентированного подхода – новые правила ОТ требуют заранее принимать меры, чтобы минимизировать возможный риск здоровью сотрудников.

Обязанности работодателя по оценке профрисков

Ст. 209 Трудового кодекса устанавливает определение профессионального риска. Под ним понимается вероятность причинения вреда здоровью сотрудника из-за воздействия вредных и опасных факторов на рабочем месте. Задача руководителя любой организации, в том числе общеобразовательной школы – минимизировать такие риски, чтобы не допустить травм и профзаболеваний. Оценка профрисков проводится для всех рабочих мест в организации, в том числе для руководящего звена.

Чтобы свести к минимуму негативное воздействие, работодатель должен создать систему управления профессиональными рисками – это комплекс мер по охране труда, с помощью которых снижается риск несчастных случаев на рабочем месте. Такая система включает в себя три основных элемента:

  • Проверка рабочих мест с целью выявления имеющихся опасностей. При этом можно использовать данные спецоценки условий труда (СУОТ), которая является частью системы по разработке профилактических мер защиты.
  • Расчет профрисков по любым методикам, указанным в государственных стандартах России или зарубежных стран. Единая точная методика не установлена, работодатель имеет право выбирать любой способ оценки в соответствии со спецификой работы образовательного учреждения.
  • Разработка комплекса мер для минимизации профрисков. В результате удается свести к минимум вероятность причинения ущерба здоровью сотрудников на рабочих местах.

Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за создание системы охраны труда в соответствии с новыми требованиями риск-ориентированного подхода. Непроведение СОУТ и оценки рисков считаются нарушениями трудового законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность.

Последовательность проведения оценки профрисков в школе

Для управления профрисками в школе создается комиссия, которой предстоит выявить все имеющиеся в образовательном учреждении опасности и оценить вероятность их наступления с причинением ущерба здоровью сотрудников. В состав комиссии входят назначенный руководителем ответственный специалист по охране труда, уполномоченный представитель профсоюза, а также назначенные сотрудники. Работники обязательно должны участвовать в оценке рисков, так как именно они непосредственно подвергают себя различным рискам на рабочих местах.

В состав комиссии могут входить приглашенные эксперты из сторонних организаций. Далеко не во всех образовательных учреждениях есть специалисты по ОТ, которые могут правильно провести оценку профрисков и подготовить необходимую документацию. Работодатель может обратиться в стороннюю компанию, чтобы быстрее решить проблему и получить правильно заполненный отчет.

Проведение оценки профрисков в школе включает в себя следующие этапы:

  • Выбор объектов оценки. Ее можно проводить для каждого рабочего места в отдельности или по группам, например, вместе для всех учителей предметов гуманитарного цикла. Однако для рабочих мест учителей по предметам повышенной опасности, таким как физика или химия, оценка профрисков в любом случае должна выполняться персонально.
  • Выбор методики оценки. Сейчас существует больше 30 методик определения потенциальной опасности на рабочих местах, работодатель может выбирать наиболее подходящую среди них по своему усмотрению. Методика в любом случае должна оценивать вероятность наступления негативных последствий под воздействием какого-либо вредного или опасного фактора на рабочем месте сотрудника.
  • Идентификация опасностей. Для этого потребуется проанализировать условия труда сотрудников и выбрать опасности, которым они могут подвергаться, их перечня, представленного в Положении по СОУТ. По каждому месту работы составляется перечень опасностей, которым могут подвергаться сотрудники. При этом учитываются не только обычные рабочие условия, но и возможные аварии – информация об этом зафиксирована в Методических рекомендациях по Приказу №77 Минтруда.
  • Оценка уровня рисков по выбранной методике. Все такие методы принято делить на количественные, качественные и смешанные, выбор зависит от специфики работы организации. Самой распространённой стала методика Файна-Кинни, однако работодатель может выбирать и другие варианты.
  • Подготовка отчета по проведённой оценке. В нем фиксируются полученные данные, а также приводится комплекс мер по минимизации выявленных рисков. Если есть средний или высокий риск наступления опасности, работодатель должен разработать программу мероприятий по их снижению.

Оценка профрисков проводится с ознакомлением сотрудников. Они должны знать об имеющихся у них рисков причинения вреда здоровью и положенных мерах компенсации, а также о правилах выдачи средств защиты.

Пример оценки профриска для работника школы

При использовании методики Файна-Кинни каждый риск должен оцениваться по трем основным критериям: вероятность, характер воздействия и тяжесть последствий. Риски оцениваются по балльной шкале, степень опасности для сотрудников рассчитывается по сумме баллов. В результате расчетов определяется значимость риска – она может быть малой, умеренной, значительной высокой или сверхвысокой.

Например, при идентификации опасностей у работников школы был выявлен риск механических повреждений при падениях на мокром полу после уборки. Такая опасность возникает каждый день, падение может привести к травмам с временной утратой трудоспособности. Опасность является нехарактерной, так как падения происходят достаточно редко. В результате оценки показателей выявлен умеренный риск, и для его снижения нужно разработать дополнительные меры.

В отчете указывается, что для снижения риска падения сотрудника уборка проводится только в утренние и вечерние часы. С сотрудниками проводится дополнительный инструктаж, а во время уборки должен выставляться предупреждающий знак «Влажный пол». Такие меры снижают риск до маловероятного, предотвращаются несчастные случаи.

Аналогично рассчитываются все остальные риски для каждого школьного сотрудника. Это достаточно трудоемкая работа с учетом разнообразия обязанностей персонала в школе и большого количества возможных факторов риска. Чтобы ускорить эту работу и получить отчет в соответствии с новыми требованиями, воспользуйтесь услугами наших специалистов: мы поможем провести оценку профессиональных рисков в самые короткие сроки. В результате образовательное учреждение сможет без проблем пройти проверки государственной инспекции труда.



Автор статьи: В. Миронов, кандидат технических наук, эколог

Работаем по всей России

Экология и безопасность
ул. Молодогвардейцев, 31, корп. 1 101000 Челябинск
+7 499 346-88-50 info@trud1.ru

ПН-ПТ: с 9:00 до 18:00
СБ, ВС: выходные | info@trud1.ru